Предлагаем вам интересную статью, изначально написанную в ЖЖ пользователем ink2222, но потом дополненную Григорием Корневым (dr_corner).

Сегодня проблема пробок в нашем городе Краснодаре касается чуть ли не каждого жителя, напрямую или косвенно, но мы все с этой проблемой завязаны.Стоим ли мы в пробке в личном авто или в маршрутке, троллейбусе или автобусе, нам всем не комфортно, и мы теряем время.

Самое обидное, что каждый из нас уверен, что знает лучше других, что надо делать, но пробка от этого никуда не исчезает. Предлагаю не молчать, а предлагать свои решения, причем конструктивные, взвешенные, рассматривающие не только свою, но и другую сторону.

Сегодня я предлагаю рассмотреть один из «застойных» узлов нашего города: перекресток Ростовское шоссе — ул. Солнечная. Рассмотрим его проблемы по пунктам, а так же варианты их решения.

Немного о самом перекрестке и его окружении.

Ростовское шоссе, в целом, уже давно не шоссе, подразумевающее скоростное передвижение, а набор заторов, который ежедневно преодолевают тысячи граждан.

Итак, вид перекрестка Ростовское шоссе — ул. Солнечная

Вид сверху

Чертеж

На мой взгляд самый обидный затор — это выезд из города от Зиповского кольца до перекрестка с ул.Солнечная. Пробка, которая образуется перед светофором практически круглосуточная и зависит только от пропускной возможности перекрестка. За перекрестком движение плотное, но безостановочное еще 6 км.

Как я писал выше пробка практически круглосуточная.
Так выглядит перекресток в 8-30

Будничная пробка на въезд в город, которая иногда тянется от МЕТРО до Зиповского кольца, ее я не затрагиваю, перекресток тут ни при чем, пробка начинается до перекрестка и продолжается за ним.
Выезжающие из города по Ростовскому шоссе тоже стоят, пробка после светофора исчезает. Пробка на ул.Солнечной тоже выстраивается плотно, потому что затруднен поворот налево, а направо обычно свободно. Хотя те, кто стоит в правой полосе частично лезут в левый поворот, тем самым и правила нарушают и поворачивающим направо мешают.

Так выглядит перекресток в 14-00

Въезд в город свободен. Выезд из города затруднен, но терпимо. Поворот с Солнечной ограничен лишь коротким светофором налево.

Самое интересное начинается в 17-00

ДПС начинает вмешиваться в работу перекрестка и светофоров, форсируя выезд машин из города, попросту останавливая все направления, кроме выезда из города. Работая по принципу «через один светофор». Ситуация на перекрестке становится очень нервозная, все сигналят без умолку.

Поворот налево на улицу Солнечную стоит от Компрессорного завода, в одну, а иногда, в две полосы. А ул. Солнечная останавливается полностью, не советую даже заезжать на Солнечную в это время, просто стоишь. Выезд из города обычно загружен от Зиповского кольца, но движется стабильно благодаря действиям ДПС.

Перекресток работает, повороты свободны. Одно неприятно — выезжая из города опять попадаешь в пробку примерно через день. Предугадать практически невозможно. Очень нервирует стоять в городе в пробке почти ночью.

Ну а ночью светофор мигает желтым. Перекресток почти пустой.

Итак. Какие же проблемы мешают пропускной способности нашего перекрестка при выезде из города.

Во-первых.
Остановка общественного транспорта перед светофором.
Мешает движению постоянно! Мешает, как едущим прямо, так и поворачивающим направо.

Количество маршруток и автобусов не велико, но каждая остановка маршрутки на перекрестке съедает половину зеленого сигнала светофора, заставляя автомобили объезжать маршрутку и создавать помехи левому ряду.

Итог, каждая остановка маршрутки на остановке перед перекрестком останавливает половину автомобилей, которые могли бы проехать перекресток. Это субъективная цифра, по среднему подсчету выходит, без автобусов светофор пропускает примерно 50 машин за цикл, с остановившейся маршруткой 30 машин. Маршрутки прибывают, каждый второй — третий светофор. Таким образом мы недосчитываемся 20-25% пропускной способности просто из-за неправильно установленной остановки общественного транспорта.

Во-вторых.
Поворот направо.
С Ростовского шоссе на Солнечную из правого ряда поворачивает практически каждый второй автомобиль, остальные двигаются прямо
Все мы знаем, что при повороте направо мы будем ехать медленнее, чем при движении прямо. Значит наш правый ряд движется примерно в два раза медленнее, чем мог бы, если бы все ехали прямо.

В-третьих.
Это не такая уж существенная проблема, но если Вы все-таки успешно проехали перекресток, то дальше Вас ожидает светофор через 400 м у Компрессорного завода. Этот светофор тоже является небольшим ограничением, но на нем редко выстраивается пробка.

Повторюсь, я затрагиваю только проблемы выезда из города, т. к. считаю что остальные направления перекрестка являются сдерживающими транспортный поток перед другими еще более плачевными перекрестками.

Что мы можем предложить для модернизации этого перекрестка?

Первое и самое важное действие:
Перенести остановку за перекресток!

Это самый дешевый вариант увеличить пропускную способность. Причем увеличить намного и с минимальными вложениями.

Организовать карман для остановки общественного транспорта, чтобы автобусы и маршрутки не мешали авто выезжать из города.

Кто-то удивится: «А как же маршруты, которые поворачивают направо?! Надо будет добавить остановку и за поворотом». Каждый день бываю на этом перекрестке и не видел ни одного маршрута, поворачивающего направо, кроме того 2GIS тоже не знает ни одного такого маршрута. Если я не прав, поправьте меня.

Дорожные работы не особо катастрофично скажутся на перекрестке, сделали же подобные карманы на западном обходе и достаточно быстро. Все реально.

Второе действие:
Организовать свободный поворот направо с Ростовского шоссе на ул. Солнечную.

Цель проста — разделить потоки еще до перекрестка и дать водителям возможность более быстрого движения на самом перекрестке.

Такие свободные повороты уже делают в нашем городе и за границей тоже.

Из видимых помех для такой модернизации — только спилить одно дерево. Пусть «зеленые» меня осудят, но думаю, это самая малая цена за снижение загазованности этого перекрестка. Из подземных помех я не проверял. Да, есть лючки с газом рядом, да есть канализация. Но все решаемо и дугу поворота можно вписать между нами.

Третье действие.
Организовать свободный поворот направо с ул. Солнечной на Ростовское шоссе.

Цель — организовать поворот налево с Солнечной из обеих полос, и дать выезжающим из города возможность максимально быстро удалиться из города.

Сейчас из правой полосы можно только направо, но многие наглые поворачивают из нее налево, сдерживая правую полосу и выезд из города.

Вместе со всеми этими изменениями пешеходные переходы можно достаточно удачно вписать в данный перекресток

Больше чем эти изменения, не вижу смысла добавлять. Так как въезд в город считаю самым второстепенным направлением для этого перекрестка. Его надо максимально сдерживать, предлагая людям варианты общественного транспорта для въезда в город. Как например действующая городская электричка, которую можно и нужно развивать.

Буду рад, если вы поддержите инициативу по модернизации перекрестков в нашем городе.

Дальше идет непосредственно комментарии Григория Корнева

Светофоры нужны для того, чтобы система работала ритмично и была способна пропускать авто по всем направлениям. По-хорошему, для того, чтобы делать изменения, надо посчитать, сколько каких авто по каким направлениям едет и поворачивает в разное время, и смоделировать как минимум перекресток (а при нормальном подходе — весь транспортный район).

Еще один момент, который обязательно стоит учитывать, — это отличие пропускной способности от провозной способности перекрестка. Если коротко, то:
первое — это кол-во единиц транспорта, способного пересечь перекресток в ед.времени.
второе — это кол-во человек, способных пересечь перекресток в ед.времени. И не важно, находятся они при этом в общественном транспорте, в авто или идут пешком.
Эти два понятия очень лихо все путают. В том числе и в мэрии. Подменяя цели. (Не со зла, конечно, но выходит вредительство).

Так вот. Любое изменение должно уменьшать суммарное время транспортной корреспонденции всех участников движения. Например, если от изменения светофорных фаз на 10 сек быстрее проедет 3 автобуса с 100 пассажирами, то это нормальное изменение в случае, если меньше 250 авто потеряют по 10 сек., или если меньше 500 авто потеряют по 5 сек. (По статистике в одном авто сидит 1,2 чел., значит 3 автобуса по 100 чел — это как 250 авто). А вот если в автобусах едет сильно меньше 100 чел., или автобусов меньше, или автомобилей затронуто больше, или потеряют они от нововведения больше, то такое изменение вредное и оно не нужно.
Это я сейчас очень грубо и на пальцах объяснил. Тут важен сам принцип.

В предложенных действиях мне видятся следующие потенциальные косяки:

1. Перенос остановки за перекресток с точки зрения пешеходов.

Мы не знаем, какое количество людей пользуется остановкой в этом месте и откуда они идут. Если смотреть космоснимки или аэрофотосъемку, то видно, что со стороны ЖД к платформе натоптаны серьезные такие тропинки. И натоптаны они так, что скорее всего потоки людей идут по южному тротуару ул.Солнечная. Если это так, то перенос остановки за Солнечную на север добавит людям время на ожидание светофора для перехода. Возможно, добавит какие-то метры расстояния. Это всё потери времени, которые нужно считать, как я описывал выше.

2. Перенос остановки с т.з. общественного транспорта.

Остановка в кармане будет требовать въезда в этот карман и выезда (чтобы тебя пропустил поток). Скорее всего, никто пропускать не будет, а въехавший в карман общественный транспорт будет ждать, пока поток не прервёт сигнал светофора. Это опять же потери времени пассажиров, сидящих в салоне, и нарушение графика ОТ. График — это сейчас, конечно же, понятие эфемерное, но всё же… Раз полосы выделенные делаем и стремимся наладить четкое движение транспорта, то зачем в других местах вредить?

В общем, если пассажиров в ОТ на этом направлении достаточно много, то карман выльется в увеличение суммарных потерь времени людей (т.е. в уменьшение провозной способности перекрестка).

3. Перенос остановки с т.з. автомобилистов.

В конечном варианте, показанном на последней картинке, кармана для остановки как такового нет. Есть разгонная полоса для поворачивающих с Солнечной. Это всё равно повлечет «турбулентность» потока от остановки. В итоге мы просто переносим в другое место и на другое направление проблему, показанную на схеме с красным автобусом и машинками.

Это будут потери времени людей, поворачивающих с Солнечной направо.

4. Теперь про свободные повороты (действие два и три).

Эффективность этого мероприятия также сомнительна. Про остановку в габарите разгонной полосы я уже упомянул выше. Тут же скажу про другой момент. Свободный поворот будет свободным только для нескольких автомашин из всего потока — до тех пор, пока съезд на этот поворот не перекроют стоящие на светофоре машины, двигающиеся прямо. Если грубо прикинуть, то с Ростовского шоссе съезд на Солнечную будет начинаться в 30-40 метрах от светофора. Если на Солнечную поворачивает примерно каждая вторая авто, а средняя длина легкового авто с учетом необходимой дистанции между машинами порядка 5 метров, то до того момента, пока съезд на Солнечную не будет заблокирован, проедет 6-8-10 авто. Это если не будет грузовиков и всяких длинномеров, а их по факту там довольно много. Так что реальный выигрыш от «свободного поворота» будет и того меньше. 10 авто — это примерно 12 человек.
Для направления с Солнечной на Ростовское шоссе направо аналогичная ситуация, только еще и осложненная остановкой.

При этом ситуацию на перекрестке «свободный поворот» усложнит. Например, не будет светофорного регулирования пешеходного перехода через эти съезды. В зависимости от объема автомобильного и пешеходного трафика это может сулить проблемы как пешеходам, так и автолюбителям. Например, пешеходы в час пик (или когда их там много ходит) будут идти почти нескончаемым потоком, блокируя съезд, который в свою очередь будет блокировать движение по Ростовке прямо. Или за счет того, что радиус поворота увеличится, автомобилисты будут его проходить на более высокой скорости и неожиданно переходящий пешеход будет причиной аварии, резкого торможения или вообще погибнет под колесами. Особенно, если пешеходов ходит там мало и постоянно проезжающие там водители не ждут никого на дороге.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Интересная статья, спасибо. Но сейчас все же главное развязка на Ставропольской. Именно о ней стоит думать.

Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here