Проблема Краснодара, плавающего после каждого дождя, гораздо шире и интереснее, чем просто проблема отсутствующих ливневых коллекторов.

Под катом не только известные печальные истины о Краснодаре после дождя, но и простые и элегантные решения вопроса! А также достаточно очевидные, но по каким-то причинам незаметные и удивительные взаимосвязи между потопами, ливневками, парковками, парками (типа проекта Городских решений с линейным парком по Карасунским озёрам) и велодорожками.

Что такое Краснодар после дождя? Смотрим видео:

http://www.youtube.com/watch?v=SSIUHiNSJeY

Весело! Задорно! :)
Но немного грустно. Потому что проблеме не первый год, а она не то что не решается, а даже как-то усугубляется…

«Раньше город так не плавал…» — говорят старожилы. «При советской власти такого не было!» — возмущаются бабушки на лавочках у подъезда.

А ведь правда! Климат поменялся?
Нет. Город изменился до неузнаваемости. Сейчас огромные территории заняты непроницаемыми или слабо проницаемыми для воды поверхностями. Раньше эта влага фильтровалась газонами, парками, зелеными зонами, стекала в озёра и балки… И таким образом уходила в грунтовые воды.

Сейчас же через крышу торгового центра или большую асфальтированную автостоянку не сильно то пофильтруешься. Придомовая территория активно асфальтируется или закладывается плиткой самими жильцами домов. Ведь машины ставить некуда — нужны парковочные места!

Механим всех этих процессов хорошо показан на картинке, которую нашел Мирослав Валькович:

Слева распределение воды в естественной природе. По центру — в зоне малоэтажной застройки. Справа — в зоне высотной застройки.
В природе: до 50% влаги фильтруется в почву, до 40% испаряется и только 10% стекает по поверхности.

В мегаполисе распределение совсем иное: только 15% проходит в почву, лишь 30% испаряется и запредельные 55% стекает по поверхности!

Вот еще видео на эту тему:

Картинку и видео честно утащил у Мирослава из вот этого поста.

Краснодар давно перешагнул из малоэтажной застройки с обилием газонов и палисадников в весовую категорию крупных городов с высотной застройкой. А практически неуправляемый процесс строительства в центре города и массовое уничтожение газонов, палисадников и прочих зеленых участков добавляют проблеме остроты.

Да и посмотрите на оставшиеся зелёные участки. На ул.Тургенева, например:

Эта территория не работает в качестве системы водоотведения! Все такие зеленые территории выполнены выше уровня проезжей части. Это с них на дорогу сливается вода, а не наоборот.

А между тем, есть несколько миханизмов организации ливневых коллекторов и фильтрации дождевых вод в грунты.

Во-первых, создание сети ливневых коллекторов в бордюре и под тротуарами

Технология организации водотоков в бордюре показана на видео:

Немного подробнее смотрите у Мирослава.

Во-вторых, зеленые территории и общественные пространства должны работать как сборщик и фильтр дождевых вод!
Это иллюстрирует следующая картинка:

Территория, которая в обычное время выполняет рекреационные функции, функции общественного пространства и места концентрации активностей локальных сообществ, в случае ливней работает как сборщик воды, дренаж и ливнёвка! Причем, это не просто заросшая травой канава. Работа такой территории как инструмента водоотведения тщательно просчитана. Как говорят в Копенгагене: зеленая зона становится «синей».

В-третьих, создаваемые объекты инфраструктуры должны объединяться в систему, способную сбрасывать потоки воды.
Например, велодорожки. Создание полноценной велодорожки при любом раскладе влечет за собой проектирование и серьёзное изменение улицы. Почему бы этот процесс не совместить с устройством водотоков?
Сильно расписывать ничего не буду — всё и так понятно. Смотрите картинки.

Копенгаген планирует таким образом построить практически сеть каналов, отводящих воду из города в случае ливней.

И не только датчане такие дотошные. Посмотрите внимательнее на инфраструктуру в городах Европы — вы увидите повсеместно такие элементы водоотведения.
В США тоже не отстают. Взять, например, департамент транспорта Нью-Йорка, которых я очень люблю за открытость и системный подход. Загляните в их Urban Street Design Guide в раздел «Геометрия» (стр. 43). Найдёте много всего любопытного!

P.S.
А вообще, у крутых городов есть целые системные документы, описывающие стратегию адаптации города к изменению климата. Вот как пример — документ Копенгагена. Очень серьезный и интересный документ! Наслаждайтесь!

P.P.S.
К чему я это всё? Не делайте бездумно парковки вместо газонов!

Автор статьи:  Григорий Корнев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here