23 октября Краснодар отмечает первую годовщину окончания действия в городе 3-километровых выделенных полос для общественного транспорта на улице Северной.

Сплошная разделительная полоса, проведенная по главнейшей магистрали города, просуществовала всего лишь две недели. За это время она не только стала причиной масштабных ежедневных пробок, но и расколола горожан на ярых сторонников и столь же ярых противников нововведения. Как это было?

Стоит ли ожидать возвращения «выделенных» полос в краевой центр? Вспомним и разберемся в сегодняшнем материале.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Как и многие другие нововведения, идея создания выделенных полос для общественного транспорта (ОТ) пришла к нам из зарубежья. Впервые выделять часть улиц только для автобусов стали в далеком 1940-м году в американском Чикаго. А всемирный рост автомобилизации привел к широчайшему распространению «выделенных полос» по планете.

Сегодня они являются повседневной нормой для большинства развитых стран. «Выделеннки» помогают пассажирам довольно быстро передвигаться на общественном транспорте по улицам таких запруженных автомашинами мегаполисов, как Лондон или Нью-Йорк.

В России «выделенные полосы для ОТ» появились в начале нулевых. Сейчас эта схема организации дорожного движения действует в Москве, Петербурге, Казани, Новосибирске, Тюмени и ряде других российских городов. Только в «Первопрестольной» пассажиропоток на выделенных полосах за два года увеличился вдвое, а скорость движения выросла на 15% (стат. данные мэрии Москвы).

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, ПОЛУЧИЛОСЬ НЕ КАК ВСЕГДА

Вот уже многие годы столица Кубани входит в число самых автомобилизированных городов, занимая по этому показателю 15-е место в стране (данным агентства «Автостат»). Одним из главных последствий такой плотности автотранспорта для города уже давно стали многочисленные и, порой, многочасовые пробки на улицах Краснодара.

Чтобы обуздать автомобильную стихию, пересадить часть автомобилистов на общественный транспорт и улучшить его работу, власти и решили снова прибегнуть к проверенному по всему миру способу с «выделенными полосами». Тем более, что «полосы только для общественного транспорта» уже действовали на нескольких улицах города.

В Краснодаре полосы закрытые для «личного транспорта» существовали уже несколько лет в на 5 улицах: по ул. Октябрьской (от ул. Северной до ул. Мира), по ул. Северной (от ул. Рашпилевской до ул. Красной), по ул. Седина (от ул. Советской до ул. Мира), по ул. Мира(от ул. Ленина до ул. Октябрьской), по ул. Ставропольской (от ул. Вишняковой до ул. Ким). По мнению городских властей, все  они действую вполне успешно. Но общая протяженность выделенных участков оставалось небольшой, составляя около 5 км.

 

 

В апреле глава Краснодара, Владимир Евланов провел в мэрии совещание, посвященное городскому транспорту и развитию инфраструктуры. Тогда, с подачи Общественного совета по пассажирскому транспорту при главе города, было принято решение создать еще одну «выделенку» на ул. Октябрьской . А также внедрить новые выделеннки на главных улицах города: Дзержинского, Тургенева, 1-го Мая, Селезнева, Красных партизан, 40-летия Победы и т.д. Их общая протяженность должна была составить 45 км.

К осени планы городских властей поменялись. И было принято решение вводить «особые полосы» на улице Северной.

3-х километровая выделинка на главной городской магистрали (между ул. Красной и Ялтинской) начала действовать 13 октября. Но, вместо обещанного уменьшения заторов, произошло их увеличение. В центре города случился транспортный коллапс.

ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ И РАЗДОРА

Первый день масштабного нововведения ознаменовался масштабной пробкой на протяжении всего «выделенного участка». В «часы пик » скорость транспорта упала до «черепашьей» на прилагающих улицах по всему периметру выделенного участка. А на самой Северной движение порой останавливалось «намертво». Так, на следующий день после нововведения пробка на ул. Северной от ул. Ломоносова в сторону ул. Тургенева продержалась 1 час 20 минут, а от ул. Красной до ул. Школьной – 3 часа.

По словам специалистов сервиса «Яндекс. Карты», давшей в те дни комментарий «Югополису», «Выделение полосы общественного транспорта на улице Северной дополнительно усложнило движение по ней в обе стороны. Улица всегда была довольно загруженной. Однако теперь автомобилисты стали терять в этих пробках примерно в два раза больше времени, так как скорость потока стала ещё ниже.

Краснодарцам, которым и так ранее было нелегко в рабочие дни добираться из одной части города в другую, пришлось делать нелегкий выбор между стоянием в многокилометровых пробках и поиском неудобных, но относительно свободных объездных маршрутов.

Гулом негодования взорвался кубанский сегмент Рунета. Одни его пользователи «на чем свет стоит» крыли бранными словами инициативу городской администрации, вторые обвиняли в случившемся заторе «расплодившихся автомобилистов», а третья активно доказывала необходимость и правильность внедрения «выделеннок».

При этом представители администрации Краснодара сначала уверяли, что постигший Краснодар транспортный коллапс — временное явление. Потом призвали водителей-частников пользоваться параллельными с Северной улицами (часть из которых оказалось не заасфальтированными). Но поняв, что нормализации не происходит, приняли дополнительные меры: отрегулировали работу светофоров, сократили число парковочных карманов, ограничили или запретили повороты на ряде прилагающих улиц. В тоже время, по словам сотрудников мэрии, наблюдалось увеличение пассажиропотока в среднем на 200–300 человек в день.

А недовольные горожане начали готовить акцию протеста против «выделенок», назначив дату проведения на 24 октября. Но митинговать не пришлось… 23 октября об ошибочности введения выделенной полосы для общественного транспорта на одной из магистралей столицы Кубани заявил ее тогдашний глава Александр Ткачев. Губернатор Краснодарского края признал, что внедрение «выделинки» на ул. Северной было ошибкой. И потребовал от главы Краснодара ее отмены.

Принятое решение позволило значительно уменьшить пробки в центре города, но к их серьезному сокращению так и не привело.

ИДЕЯ В ДОЛГОМ ЯЩИКЕ

После неудачного внедрения выделенных полос на Северной мэрия так  окончательно и не отказалась от их использования. Запрет на движение частного транспорта по-прежнему действует на ряде участков городских улиц.

Кроме того, уже в начале этого года сотрудники гор. администрации заявляли о возможности появления новых выделенных полос для «ОТ» на двух участках улично-дорожной сети: по ул. Тюляева и ул. Проспект Чекистов.

По словам начальника управления по организации дорожного движения администрации Краснодара Михаила Жаркова, окончательное решение о введении их в работу должно было быть принято после изучения мнения краснодарцев по поводу предстоящих изменений. Для горожан был создан специальный раздел официального на сайте городской администрации. Но после официальных заявлений о создании на этих участках выделенных полос так и не последовало.

Идея внедрения выделенных полос для общественного транспорта по-прежнему обсуждается краснодарскими чиновниками и общественностью. Пока же ее реализация отложена и, видимо, надолго. Скорее всего, вернуться к ней тогда, когда общество Краснодара поймет результативность этой идеи, а городская власть научится внедрять нововведения для решения старых проблем, без создавая более серьезных новых проблем.

Мнение Экспертов

Гусак (alexey_gusak), депутат ЗСК

К истории с внедрением «выделеннок» на ул. Северной отношусь двояко. Я всецело за поиски мэрией новых для Краснодара решений в транспортном вопросе. Сама идея ввести выделенные полосы всецело верная.
Другой момент, что мэрия так и не выстроила диалог с обществом. Не смогла донести важность и нужность этого вопроса. Фактически администрация города попыталась совершить правильную транспортную революцию, дав приоритет общественному транспорту на одной из самых главных магистралей города. Но сделали они это ночью, в выходной день, без серьезных разъяснений перерисовали разметку. В итоге – настроили против себя автомобилистов. А это – одна из самых активных частей общества.

Считаю, что мэрия в пух и прах проиграла сражение с водителями. Хотя их возмущение, помноженное на клаксоны, качнуло чаши весов у людей, принимающих решения в политике, в сторону автомобилистов. Мэр, будь он фанатом своего города, должен был костьми лечь «ЗА» выделенные полосы на Северной. Понимая, что это непопулярное, но принципиальное решение, мэрия должна была провести масштабную объяснительную работу по популяризации «выделеннок». Вплоть до видеороликов мэра, как он мучается со всеми в пробках и как он лихо скользит в комфортном троллейбусе в компании простых граждан.

Введение выделенных полос – довольно верное решение.Несомненно, параллельно должно было последовать множество действий по прилегающим улицам. Разметка, светофоры…

Я сам живу в квартале от Северной. И после введения новой разметки заметил, что загруженность дороги, на которой я живу, увеличилась раз в 5. Обычно пробка исчезала в 19.00, а стала исчезать в 21.00. При этом, моя теща, пользующаяся общественным транспортом для поездок на работу, на время появления выделенных полос стала доезжать из КМР в центр в два раза быстрее.

Мнение Экспертов

Григорий Корнев (dr_corner), координатор общественного движения «Городские решения», участник общественного совета при главе города

Выделенная полоса на Северной – это очень сложный проект. И это неизбежность, к сожалению. Достаточно посмотреть, сколько разных маршрутов проходит по этой улице. Это такое узкое место Краснодара, которое сдерживает все транспортные потоки: и легковые авто, и общественный транспорт. По провозной способности на полосу общественный транспорт выигрывает у личного. И в условиях дефицита земли под эти полосы, у города не остается выбора, кроме как ограничивать использование личного автомобиля, давая приоритет общественному. Иначе город вначале превратится в одну большую развязку, а потом всё равно встанет в пробку.

Выделенная полоса само собой ускорила бы движение общественного транспорта. Но ускорение – это не главный эффект. Основная выгода – экономическая. Высвободив транспорт из стояния в пробках, мы либо сократим количество необходимых машин (пустив часть на новые маршруты), либо сильно уменьшим интервалы следования транспорта (пассажиры будут ждать свой маршрут на остановке не 20-30 минут, а 5-10…)

Причина провала проекта с выделенками в прошлом году – в неправильном запуске. Проект сложный, а запустили его плохо. Тут сработал комплекс факторов. Время было неудачное (осень, когда город испытывает пиковые транспортные загрузки). Не было подготовлено общественное мнение (в итоге люди приняли нововведение в штыки). Не подготовлена инфраструктура и ресурсы. И сам запуск оказался не слаженным (сначала ввели одну полосу, потом, после колебаний вторую).

Нужно ли внедрять выделенные полосы в городе? Разумеется… Общественный транспорт в состоянии провезти по одной полосе гораздо больше людей, чем личный транспорт. Одна полоса с личными автомобилями – это 1200-1800 чел/час., а одна полоса общественного транспорта – 4500-6000 чел/час. И это без приоритета на перекрестках.

Самое любопытное, что выделенные полосы и в интересах автомобилистов! Сейчас на дорогах в автомобилях едет очень много таких людей, которые используют их от безысходности. Город просто не оставил им выбора – либо ты сидишь дома, либо покупаешь авто и можешь ехать на работу. Для значительной части водителей езда по городу – это стресс. Они с радостью заменят баранку на нормальный общественный транспорт, если такая возможность подвернется. А значит, с появлением в городе системы общественного транспорта на дорогах станет просторнее, пробок и смога станет меньше.

Дмитрий Богданов (krasnob), городской активист, участник общественного совета при главе города

Введение полос я всячески приветствовал — в те дни я ежедневно ездил на работу из ГМР до улицы Красной и как пассажир отметил сокращение в пути с часами и GPS-трекером в руках. Однако не уверен, что полосы были решительно необходимы.

Потенциал других оптимизаций трафика мог дать схожий эффект, от которого выиграли бы не только пассажиры общественного транспорта. Однако, увы, оптимизации посыпались после того, как улица стала — появились регулировщики, что-то подкрутили в таймерах светофоров, предприняты вялые попытки ликвидировать негабаритные и откровенно незаконные парковки, врезанные в тротуары. С виду всё работало в разнобой, сказалось и полное отсутствие предварительного обучения водителей и пассажиров.

В итоге, недовольство краснодарцев лопнуло раньше, чем был опубликован пресс-релиз о реальном ускорении работы транспорта КТТУ . К сожалению, администрация больно обожглась на Северной и едва ли в обозримом будущем представит подобные эволюционные решения, даже не смотря на получение некого чудо-ПО для моделирования транспортных потоков. При этом провала никакого не было. Сказалось отсутствие опыта и желание сделать сразу хорошо.

Как пассажиру мне обидно. Как водитель я понимаю коллег — не все могут и готовы оставлять автомобиль дома: общественный транспорт Краснодара преимущественно не комфортный, а иногда — просто ужасный. Тем не менее, иного пути кроме сокращения числа транспортных средств у нас нет. Улицы нашего старого города узки, пробки в таких условиях — абсолютная норма и мы будем приспосабливаться к новым условиям.

З.Ы.
Данный материал делался по заказу одного из краевых СМИ, однако после написания редактор передумал его брать. Спасибо уважаемым экспертам, что не только дали комментарий, но и были не против публикации его в моем ЖЖ.
К сожалению, не со всеми опрошенными респондентами у меня хорошие отношения. Поэтому, часть полученных комментариев здесь представлены не будут. В частности, пришлось отказаться от комментария представителей мэрии Краснодара и одного из лидеров автомобильного сообщества, которых я расспрашивал от СМИ-заказчика.

Автор статьи: Дмитрий Мирошников

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here